Счетная палата Оренбургской области отчиталась об итогах проверки использования межбюджетных трансфертов, выделенных бюджету МО «Соль-Илецкий городской округ» в 2022 году на софинансирование капвложений и капремонт объектов муниципальной собственности. В ходе контрольных мероприятий был выявлен ряд нарушений при реализации региональных проектов, входящих в госпрограммы «Развитие физической культуры, спорта и туризма» и «Формирование комфортной городской среды».
Инвестпроект по реконструкции очистных на грани провала
По соглашению, заключенному между региональным правительством и федеральным агентством по туризму, из федерального бюджета в период с 2019 по 2022 годы Соль-Илецку были выделены субсидии на строительство объектов инфраструктуры, входящих в состав инвестиционного проекта по созданию туристического кластера, в том числе на реконструкцию очистных сооружений. Но на момент проверки работы так и не достигли финала, хотя и имели высокую степень готовности.
При реализации инвестиционного проекта было выявлено невыполнение сторонами взаимных обязательств, что выразилось в отсутствии активной деятельности частного инвестора по строительству рекреационно-оздоровительного комплекса «Соленые озера». Невыполнение сторонами обязательств может привести к срыву сводного плана инвестпроекта и невыполнению базового условия соглашения.
Муниципальным заказчиком также не было обеспечено соблюдение требований градостроительного законодательства. Выполнение работ по реконструкции очистных сооружений Соль-Илецка производилось в рамках проекта, разработанного OAO «Костромапроект» в 2015 году. После прохождения первичной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в 2016 году, проверки достоверности сметной стоимости в 2017 году и до начала осуществления процедуры размещения муниципального заказа в 2021 году администрацией Соль-Илецкого горокруга не была актуализирована проектно-сметная документация в связи с внесением многочисленных изменений в ряд действующих нормативно-правовых актов в области градостроительной деятельности. В результате, в период реконструкции объекта проектно-сметная документация корректировалась 7 раз.
Муниципальные контракты с подрядчиками на выполнение работ по реконструкции объекта заключены с превышением нормативного срока строительства, предусмотренного проектной документацией, более чем на 20 месяцев. При этом за весь период реализации проекта муниципальным заказчиком не обеспечен систематический и оперативный контроль за технической готовностью объекта.
Несвоевременная реализация проекта стала причиной неэффективных расходов бюджетных средств, полученных администрацией Соль-Илецкого горокруга в 2015-2017 годах, на общую сумму почти в 1,5 миллиона рублей, по причине истечения сроков получения условий на технологическое присоединение объекта.
Муниципальным заказчиком не соблюдены были и требования законодательства о закупках. До начала процедуры размещения заказа на реконструкцию очистных сооружений повторная экспертиза достоверности сметной стоимости объекта реконструкции не осуществлялась на протяжении более 5 лет. Заказчиком начальная цена контракта по трем закупкам по вышеуказанному объекту не определялась и не обосновывалась, не производился пересчет сметной стоимости подрядных работ из уровня цен на дату утверждения проектной документации с применением индексов фактической инфляции, не применялся индекс прогнозной инфляции на период строительства. Как следствие, завышение начальной цены контракта составило почти 219 миллионов рублей.
Аналогичные действия администрации привели к завышению начальной цены контракта при организации процедуры размещения муниципального заказа на проведение строительного контроля (отклонение на сумму в 3,2 миллиона рублей) и авторского надзора (отклонение на сумму 437 400 рублей).
Обновленный парк Горняков совсем не соответствует проекту
Администрацией городского округа не обеспечена и реализация проекта «Выполнение комплекса работ по благоустройству территории парка Горняков в Соль-Илецке» в соответствии с архитектурно-планировочной концепцией благоустройства, предусмотренной дизайн-проектом, выбранным рейтинговым голосованием жителей с учетом их потребностей и запросов.
Реализация проекта не привела к формированию пейзажного и разнообразного характера озеленения (рабочим проектом изначально предусмотрена посадка 11 825 деревьев и кустарников, по итогам корректировки проекта их стало 375). Предусмотренное благоустройство ландшафта с высадкой степной зелени, многолетних травянистых и луковичных растений и вовсе было исключено из проекта.
При создании и благоустройстве малых архитектурных форм не учтены принципы функционального разнообразия, визуальной привлекательности благоустройства парка, не обеспечены условия для различных видов социальной активности и коммуникаций между людьми. Исключены из проекта были уличные столовые группы, шахматные группы, столы для настольного тенниса, навес теневой над сценой и рядами, кадки, трибуна, павильоны кафе (всего исключено 45 элементов МАФов). На территории парка не появился и уникальный арт-объект - из проекта был исключен осветительный шар, который бы являлся одним из центров притяжения и уникальным символом парка.
Выборочным сопоставительным анализом элементов благоустройства установлено значительное удорожание (до 15,6 раза) технически и функционально аналогичных элементов благоустройства, а также увеличение по видам и объемам работ, что привело к общему увеличению стоимости контракта и неэффективным расходам на общую сумму почти в 1,4 миллиона рублей.
Допущены факты необоснованной оплаты услуг строительного контроля на общую сумму в 316 тысяч рублей, не предусмотренное условиями контракта авансирование в сумме 804 тысячи рублей. И это еще не все нарушения, выявленные проверяющими.
ИТОГ: администрацией Соль-Илецкого городского округа не обеспечено качественное планирование бюджетных ассигнований и их расходование.
Общая сумма заключенных заказчиком контрактов по реконструкции очистных сооружений составляет более 1,2 миллиарда рублей, что почти на 451,5 миллиона рублей больше, чем предусмотрено в местном бюджете за весь период реализации проекта, и на 211,5 миллиона рублей больше, чем предусмотрено соглашениями с региональным минстроем. Отсутствие в областном и местном бюджетах ассигнований на эти цели на плановый период 2024 и 2025 годов создает риски невыполнения в срок обязательств по контрактам, конечный срок окончания строительства по которым истекает 31 декабря 2024 года.